По поводу меморандума о едином биллинге и реакции на него

В Facebook в группе ТЧСЖ и как с ним жить? (Узбекистан) https://www.facebook.com/groups/TChSJ.Uz/permalink/2792036940905740/ были заданы вопросы о Меморандуме с корейской компанией о едином биллинге ТСЖ и роли Общественного совета в этом проекте. Предлагаем ознакомиться с ответом на эти вопросы.

По поводу меморандума и реакции на него
О едином биллинге. Это международная практика защиты интересов населения и потребителей, от монополии и диктата поставщиков коммунальных услуг.
Единый биллинг функционирует независимо от поставщиков и контролирует данные по газоснабжению, холодному водоснабжению и водоотведению, центральному отоплению и горячему водоснабжению, электроснабжению, вывозу бытовых отходов, фиксированной телефонной связи.

Кроме того, система даст возможность внедрить унифицированный лицевой счет потребителя на основе кадастрового номера недвижимого имущества, предоставлять потребителям сведения о коммунальных услугах в едином персональном кабинете и направлять им единый расчет начисленных платежей за оказанные коммунальные услуги. Возможности системы могут быть распространены и на другие сферы.

О государственных мерах. Пока что, попытки государства по созданию единого биллинга остаются безуспешными. В 2018 году Правительство возложило координацию создания этой системы на Узинфоком (ПКМ от 14 сентября 2017 г., № 726), которому не удалось скоординировать действия поставщиков услуг. Не дало результатов и Техническое задания по созданию единой биллинговой системы разработанного Бюро принудительного исполнения (внесено в Правительство в ноябре 2018 года). Потом Президентом ответственным был определен Минкомобслуживания (ПП-4279 от 5.04.2019) с поручением определить единый орган по координации и регулированию единого учета потребления коммунальных услуг. Опять безрезультатно. В январе 2019 года Правительство решило создание единого биллинга уже в рамках города Ташкента (ПКМ № 5 от 4.01.2019 и ПКМ № 48 от 18.01.2019 года). И, наконец, Президент еще раз поручил форсировать Биллинг Ташкента постановлением ПП-4246 от 17.03.2020 года.

Основной причиной такого неуважительного отношения к выплнению директивных решений является то, что поставщикам услуг очень не хочется попадать «под колпак» единого независимого и прозрачного биллинга, Оно и понятно. Ведь единый биллинг, будучи независимым, может фиксировать с точностью до секунды каждое отключение подачи услуг, контролировать давление, силу тока и другие качества услуг. Мало этого, система может автоматически определить и наложить на поставщиков штрафы за некачественные услуги и проконтролировать выплату компенсацию каждому пострадавшему потребителю.

Корейский проект. Компания “NURI TELEKOM” является одним из мировых лидеров внедрения таких систем. Она предлагает, за свой счет, у каждого абонента 48-ми квартирного дома города, установить счетчики воды, тепла, газа и электроэнергии и продемонстрировать как будут функционировать элементы единого биллинга. Далее, в случае одобрения Правительством и хокимиятом города, результатов пилотного эксперимента, компания готова, опять за свой счет, разработать проект внедрения единого биллинга в одном из районов Ташкента.

При соответствующей поддержке Правительства и хокимията Ташкента своих предложений, компания “NURI TELEKOM” в форме государственно-частного партнерства готов инвестировать на первом этапе создания единого биллинга 50 млн. долларов США.

Несмотря на то, что на первые 2 пилотных проекта компанией безвозмездно будут вложены порядка 500-700 тыс. долларов США, она не требует каких либо гарантированных обязательств и предложила принять Меморандум о сотрудничестве с Министерством инвестиций и внешней торговли РУз, Хокимиятом Ташкента и Общественным Советом Ташкента. Меморандум, как документ, юридической силы не имеет.

Нельзя не отметить, что помимо сопротивления поставщиков, внедрение единого биллинга сдерживается также, из-за отсутствия инвестиций и опыта. В то же время, корейская компания вот ужу четыре года обивает пороги ответственных министерства и ведомств с обеспеченными инвестициями предложениями.

Роль Общественного Совета. Сразу скажем. Общественный совет не является подведомственной хокимияту города организацией. Общественный совет создан и осуществляет свою деятельность в соответствии с Постановлением Президента РУз. ПП-3837, от 4 июля 2018 г «О мерах по организации деятельности общественных советов при государственных органах» и Законом РУз «Об общественном контроле».
Следует отметить, что в развитых странах, так же как и в Южной Корее, роль общественности в реализации проектов очень высока. Одним из основных условий предоставления инвестиций международными организациями и зарубежными донорами является обязательное наличие положительного общественного мнения в отношении инвестиционного проекта.

Поэтому ничего противоестественного в пожелании корейской компании об участии в меморандуме Общественного совета города, в вопросах:
- проведения общественного контроля за организацией и реализацией проектов Компании;
- освещения в СМИ и соцсетях целей и задач проектов Компании;
- организации общественного контроля и мониторинга за ходом реализации проектов Компании.

Напомним, что Общественный совет берет на себя обязательства в рамках полномочий, возложенных указанными выше постановлением Президента и Закона. Тем более странно было видеть, что руководитель группы в Фейсбуке «ТЧСЖ: как жить дальше», Максим Черников в словах «содействовать в получении общественной поддержки этих проектов» увидел пиар Общественного совета.

Общественный совет участвует в разных процессах вовсе не для пиара. С таким же успехом можно обвинять в пиаре все структуры и органы государственного управления, оказывающие содействие инвесторам в реализации тех или иных инвестиционных проектов.
В настоящее время проект меморандума находится на рассмотрении хокимията Ташкента. По мере развития событий Общественный совет совместно с представителями гражданского общества намерен организовать объективную оценку проекта единого биллинга и приглашает всех желающих принять участие в обсуждении, продвижении и реализации проекта.

Мы хотели бы обратиться и к группе «ТЧСЖ: как жить дальше» с предложением вместо взаимного недоверия и упрёков объединить усилия на благо нашего города.

Повторно приглашаем Максима Черникова, учитывая его богатый опыт, принять участие в работе Рабочей группы по улучшению управления жилищным фондом города при Общественном совете.

По поводу меморандума о едином биллинге и реакции на него